С того момента, как ЭВМ стали представлять из себя что-то большее, чем просто мощные калькуляторы, человек стал использовать их не только при запуске ракет или сложносочиненных вычислений. Оказалось, что алгоритмы таят в себе неожиданную красоту, а с помощью компьютеров можно создавать изящные и впечатляющие вещи, на которые хочется смотреть с не меньшим восхищением, чем на работы Моне и Пикассо.
Digital art столь же разнообразен, насколько разнообразны современные компьютерные технологии и современное же искусство: цифровая живопись, фрактальное искусство, ASCII-art, пиксель-арт, chiptune, демосцена, дигитальная поэзия, 3D-графика – перечислить жанровое и видовое разнообразие диджитал-арта быть может окажется сложнее, чем с первой попытки произнести название какого-нибудь исландского вулкана.
Помните сцену из советского фильма «Служебный роман», в которой на стене у секретарши Верочки висит репродукция «Джоконды»? Этот рисунок, составленный из символов, букв и цифр — чистый образец так называемого ASCII-art. Во времена, когда компьютеры еще не были способны полноценно отображать графику, популярным развлечением среди программистов было создание программ, которые бы «рисовали» такие картины. Возможно, это и покажется многим современной наскальной живописью, примитивной и ограниченной в возможностях техникой, но ASCII-art способен на весьма впечатляющие визуальные работы – тут главное держаться от картины на почтительном расстоянии, чтобы символы оставались неразличимыми. Пример того, когда ASCII-art перестает быть баловством и превращается в искусство продемонстрировала немецкий дизайнер Ниинке
Сибранди (Nienke Sybrandy), которая с помощью ASCII-кода сделала рисунок ветки дерева на шторе размером в несколько метров.
Пионером цифрового искусства принято считать американского математика и художника Бена Лапоски (Benjamin Francis Laposky), который был одним из первых, кому удалось создать графические изображения с помощью аналогового компьютера. Лапоски говорил, что идея создания «Электронных абстракций» (или «Осциллонов») появившихся в 1952 году возникла благодаря его экспериментам с различными математическими системами. Свои работы американский математик ласково называл «визуальной музыкой».
С определенного момента человек стал заглядываться на компьютерную мышь как на альтернативу кисточке, а на монитор как замену полотну — оставалось только подождать, когда технический прогресс догонит широту творческой мысли. Это произошло в середине 90-х годов: видеокарты стали отображать 16 миллионов цветов, разрешение мониторов увеличилось до нестыдных показателей, появились графические программы и картины, от которых впервые захватывало дух.
Как и у любого другого искусства, у digital art есть свои непоколебимые величины и признанные мастера. Одним из таких является американский художник Майкл Кербоу (Michael Kerbow), который творит в жанре digital art уже более 20 лет. Кербоу справедливо считается настоящим гуру фоторетуши, его работы – это фотошоп 80-го уровня, без всякой иронии. Кербоу основал студию цифрового искусства Skeleton, клиентами которой числятся компании с мировым именем — Nike, Adidas, Sony, Jaguar, Adobe, Coca Cola, Hewlett Packard.
У другого известного подрядчика цифровой живописи, швейцарца Альберто Руссо (Alberto Russo), должно быть не сходит улыбка с лица, а фига в кармане получился прописку на постоянной основе. Руссо, который является креативным директором и основателем известной дизайнерской студии Areadesign, прославился благодаря своим искрометным шаржам на мировых знаменитостей исполненным в технике диджитал-арта.
У цифрового искусства, разумеется, есть свои картели, сообщества, фестивали и награды. Своего рода общим знаменателем тут может служить культовое сообщество deviantART, существующее аж с 2000-го года и объединяющее фотографов, иллюстраторов, писателей, художников со всего света. DeaviantArt – это, по сути своей, безразмерная он-лайн галерея, в которой собраны бесчисленные мегабайты пиксельной и векторной графики разной степени профессионального исполнения и полезности для современного искусства.
Сегодняшняя цифровая живопись – это полная свобода действий, это муза, не зависящая уже ни от чего: художники придумывают новое и работают со старым, художники хулиганят и трудятся со скрупулезностью компьютеров, художники работают в Photoshop, в CorelDraw, в Painter и во всем сразу. Виртуальная живопись многолика и, слава богу, уже давно не стеснена рамками технических возможностей – единицы и нули теперь работают и на искусство. Digital art проделал путь от вымученных на аналоговых компьютерах абстракций и арта на ASCII-кодировке до виртуозных, захватывающих дух графических работ – славный путь, что и говорить!